Версия для слабовидящих
Rus Eng Den

Глава Новгородского муниципального района
Швецов Анатолий Георгиевич

Интернет-приемная Блог Главы

Коллективные договоры


        Областным законом  от 2 марта 2004 года № 252-ОЗ  органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области наделены отдельными государственными полномочиями в области труда, в частности осуществление уведомительной регистрации коллективных договоров, заключенных между работниками и работодателями в организациях.

        Государственная услуга по осуществлению уведомительной регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений, отраслевых (межотраслевых) соглашений и иных соглашений, заключенных на территориальном уровне социального партнерства  в сфере труда предоставляется  Администрацией Новгородского муниципального района по адресу: Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 78; режим работы: понедельник — пятница с 8.30 до 17.30, обед с 13.00 до 14.00; телефон, адрес электронной почты: 94-36-00, udanr@novgorod.net.   

        Консультации и уведомительная регистрация  осуществляются  главным служащим, специалистом по охране труда Администрации Новгородского муниципального района Крикуненко  Оксаной Владимировной ( р.т. 66-29-62).

      Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем:

1)заявление на предоставление гос.услуги по прилагаемой форме

2) колдоговор, соглашение в количестве экземпляров, соответствующем числу сторон-участников колдоговора, соглашения;

3) документ, устанавливающий полномочия заявителя на предоставление в орган местного самоуправления, оформленный в  установленном законодательством порядке;

4) копия протокола собрания (конференции) работников, подтверждающего избрание иного представителя работников в случае,  когда работники не объединены в первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников.

     Срок предоставления гос.услуги не должен превышать 20 рабочих дней со дня обращения заявителя с заявлением.

       Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является:

1) организация расположена (зарегистрирована) за пределами муниципального образования;

2) со дня принятия колдоговора, соглашения прошло более 3 лет и отсутствует решение сторон о продлении срока действия колдоговора, соглашения;
3) истек срок действия колдоговора, соглашения;

4) юридический статус представителей одной из сторон колдоговора, соглашения не соответствуют требованиям ТК РФ;

5) обращение заявителя не содержит фамилии лица, направившего обращение, почтового адреса или адреса эл.почты, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения, личной подписи, даты;

6) текст обращения заявителя не поддается прочтению;

7) представление документов не в полном объеме.

   Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги:

- Конституция РФ,  

- Трудовой кодекс РФ,    

- федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления гос. и мун. услуг»,  

- федеральный закон  от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;

  - федеральный закон  от 06.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

 - федеральный закон  от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;

- областной закон  от 02.03.2004 № 252-ОЗ « О наделении органов местного самоуправления отдельными гос. Полномочиями в области труда»;

- Постановление Администрации Новгородской области от 15.02.2008 № 39 «О департаменте труда и социальной защиты населения Новгородской области»;

- Административный регламент по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области государственной услуги по осуществлению уведомительной регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений, отраслевых (межотраслевых) соглашений и иных соглашений, заключенных на территориальном уровне социального партнерства  в сфере труда, утвержденного постановлением департамента труда и социальной защиты населения Новгородской области от 23.09.2015 № 28 ( с изменениями  от 26.02.2016).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                       Администрация

                                                                                       Новгородского муниципального района

                                                                                     

                                                                                       173014, г. Великий Новгород,

                                                                                       ул.Большая Московская, д.78

 

                                                    

 

 

 

 

(На бланке или полный адрес заявителя)

 

 

 

                                                       ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Прошу провести уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения:

 

_____________________________________________________________________________

 

 

_____________________________________________________________________________

(полное наименование организаций заключивших коллективный договор, соглашение)

 

 

_____________________________________________________________________________________________

                                                (юридические адреса, телефоны)

 

 

принятого на срок: _____________________________________________________________

                                                                      (число, месяц, год)

 

принятого на собрании:

 

_____________________________________________________________________________

                                                     (указать дату и номер протокола собрания)

 

 

На обработку персональных данных согласен.

 

 

 

                                                    Подпись заявителя:_______________________                          

 

 







Зачем и кому нужен коллективный договор

 

        Взаимоотношения между работниками и работодателями, направленные на обеспечение согласования их взаимных интересов по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений регулируются через социальное партнерство.

        Суть принципа социального партнерства заключается в праве на участие работников и работодателей в договорном регулировании социально-трудовых отношений. Организацию и порядок договорного регулирования определяют основные принципы социального партнерства, закрепленные в ст.24 ТК РФ, первостепенное значение среди которых имеет принцип равноправия сторон. Действие этого базового принципа логически связан с другим принципом - принципом обязательности исполнения договорных условий (установленных в коллективных договорах, соглашениях) не только работодателями и их представителями, но и работниками и их представителями. Тем самым еще раз подтверждается важность принципа равенства сторон, участвующих в договорном обеспечении интересов работников и работодателей.

       Договорное регулирование социально-трудовых отношений осуществляется путем заключения коллективных договоров в организациях после коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров. Представители работодателя и работников оговаривают, что именно будет прописано в коллективном договоре.

 

       Зачем нужен коллективный договор сторонам трудовых отношений?

       Казалось бы, в организации и без того много документов, регламентирующих трудовые отношения, и вполне можно было бы обойтись и без коллективного договора. В конце концов, у работников уже есть трудовой договор! Вместе с тем, согласование оптимального баланса интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений помогает достигать следующих целей:

- стабилизации трудовых правоотношений с работниками;

- усиления мотивации работников в решении задач, стоящих перед организацией;

- обеспечение материальной заинтересованности работников в ответственном отношении к выполнению своих трудовых (должностных) обязанностей;

- достижения упорядоченности системы оплаты труда;

- оптимизации планирования и управления расходами на оплату труда;

- обеспечения социальной защиты и материальной поддержки работников.

      Данный перечень носит примерный характер и может быть расширен по усмотрению сторон трудовых отношений. Установление показателей премирования, системы доплат и надбавок, предоставление медицинского страхования, займов на обучение и прочих поощрений и льгот позволят избежать текучести кадров и удержать квалифицированных специалистов. Через коллективный договор можно решать вопросы повышения производительности труда, ответственности коллектива и др. Как показывает практика, наличие социальных гарантий зачастую является гораздо большей мотивацией для работника, чем величина его заработной платы.

       Трудовой кодекс РФ устанавливает приоритет коллективно-договорного регулирования ряда вопросов. Это не означает, что данные вопросы на уровне работодателя должны быть обязательно урегулированы в коллективном договоре - они могут быть закреплены в трудовых договорах, в локальных нормативных актах. Иногда закрепление некоторых положений в коллективном договоре увязывается с положениями налогового законодательства, что требует отслеживания этих моментов финансовыми службами работодателя. К сожалению, в некоторых организациях коллективный договор еще не нашел популярности. Как правило, его непопулярность вызвана, как считают работодатели, дополнительной финансовой нагрузкой, которая заключается в предоставлении дополнительных гарантий, компенсаций и льгот работникам.

       Заинтересованность работников в заключении коллективного договора очевидна. При этом не только работники, но и работодатели получают немалые преимущества. Во-первых, трудовое законодательство предоставляет право работодателю установить в коллективном договоре дополнительные трудовые и социальные льготы для работников. Во-вторых, коллективный договор позволяет существенно сократить объем документооборота по кадровым вопросам.

       Работодатели при заключении коллективного договора получают немалые преимущества. Дело в том, что согласно ст. 255 Налогового кодекса РФ организация может учесть в составе расходов на оплату труда начисления, компенсации, выплаты и расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. Получается, что коллективный договор нужен как доказательство обоснованности затрат. Ведь если все включать в состав трудового договора, то объем его значительно расширится. Наличие коллективного договора формирует имидж надежной и прогрессивной организации. Заключение коллективного договора оказывает положительное влияние на мотивацию труда.   В процессе работы над проектом коллективного договора  работодатель составит максимально точное  представление о реальных потребностях  работников. Урегулированное отношение с работниками дает работодателю возможность иметь надежный социальный климат в коллективе, локализовать возможность конфликтов и забастовок при условии выполнения коллективного договора.

        К еще одному преимуществу колдоговора стоит отнести то, что в организации, в которой заключен колдоговор, должен вестись постоянный контроль за его исполнением (ст.51 ТК РФ). Такой контроль осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию. С целью обеспечения контроля формируется специальная комиссия.

        Содержание коллективного договора законодатель доверил определять сторонам социального партнерства самостоятельно. В тоже время в Трудовом кодексе РФ приведен не исчерпывающий перечень положений, по которым стороны могут договориться (ст. 41 ТК РФ):

- форма, система и  размер оплаты труда;

- выплата пособий и компенсаций;

- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции;

- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

-рабочее время сотрудников и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

- соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

- оздоровление и отдых работников и членов их семей;

- частичная или полная оплата питания работников;

- контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

- отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

- другие вопросы, определенные сторонами.

        В результате, коллективный договор выполняет сразу несколько функций:

- защитную — защищает интересы работников, ведь в трудовых отношениях работодатель является экономически более сильной стороной;

-оптимизирующую — способствует упрощению трудовых договоров, оптимизации расчетов затрат на оплату труда;

-регулирующую — позволяет избежать открытых конфликтов между работниками и администрацией. Пока договор остается в силе, он регулирует трудовые отношения и помогает разрешить все вопросы, возникающие у сторон в связи с его положениями.

      Таким образом, положительный эффект от коллективного договора для сторон социального партнерства очевиден. С одной стороны, работники должны быть уверены в ясности и стабильности в отношениях с работодателем, в том, чтобы существующие, но не прописанные нигде условия труда были закреплены на бумаге (зарплата, дополнительные льготы и преимущества), в более благоприятных условиях труда по сравнению с установленными законами или иными нормативными правовыми актами. С другой стороны, работодателю важно, чтобы в период действия договора не возникало трудовых споров.

 

       Несколько слов о природе коллективного договора.

       Нормативное определение понятия «коллективный договор» законодатель закрепил в ст. 40 Трудового кодекса РФ. Так, согласно ч.1 ст. 40 ТК РФ под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор, впрочем как и все остальные локальные нормативные акты работодателя, не должен содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).

       Коллективный договор относится к срочным договорам. Если по истечении его срока он не будет продлен или заключен заново, то работники не смогут воспользоваться гарантиями, которые были закреплены в этом договоре.

       Стороны вправе расширить или сузить перечень положений, определенных в ст. 41 ТК РФ, для их включения в коллективный договор. В первую очередь, в коллективном договоре следует закрепить те условия, которые улучшают положение работников по сравнению с трудовым законодательством, а также те, которые не нашли отражения в локальных нормативных актах организации.

 

       Как заключить коллективный договор?

       Прежде чем приступить к разработке коллективного договора, сторонам, его заключающим, рекомендуется:

- изучить нормы трудового законодательства и определить те, в которые могут быть внесены дополнения, не ухудшающие положение работников;

- изучить нормы налогового законодательства и определить улучшающие порядок налогообложения (налоговые льготы) или, напротив, ухудшающие его (расходы, не уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, например, оплата дополнительного отпуска сверх того, который гарантирован законодательством);

- определить дополнительные затраты, связанные с исполнением коллективного договора (компенсация расходов на проезд, оплата дополнительного отпуска, обеспечение страховками и т.д.) и контролем над его исполнением.

       Эти вопросы, прежде всего, должны быть рассмотрены работодателем, которому необходимо гарантировать обеспечение обязательств по колдоговору. Ему необходимо избегать закрепления в договоре тех положений, соблюдение которых он не может в дальнейшем обеспечить.

       Таким образом, работникам следует не просто дополнять коллективный договор положениями, улучшающими систему оплаты труда, но и исходить из возможности работодателя гарантировать их соблюдение. Работодателю следует не только отражать собственные интересы, которые ограничены нормами ч. 3 ст. 41 ТК РФ, но и исходить из необходимости и достаточности гарантий для работников организации.

        С инициативой заключения коллективного договора может выступить как работодатель, так и работники. Заключению коллективного договора предшествует проведение особой процедуры - коллективных переговоров.

        В случае получения одной из сторон письменного предложения о начале коллективных переговоров такая сторона обязана вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня его получения и направить инициатору переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий (ст. 36 ТК РФ).

       Если работодатель получит предложение работников начать коллективные переговоры по заключению коллективного договора, он не вправе уклониться от ведения таких переговоров и обязан вступить них, назначив для этой цели своего представителя. Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора влечет административную ответственность по ст. 5.30 КоАП РФ в виде предупреждения или административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

       Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (ст. 29 ТК РФ).

        В случаях, когда работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

        Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа. Порядок проведения коллективных переговоров и урегулирования возникших разногласий установлен ст. ст. 37, 38 ТК РФ.

        Коллективный договор должен быть подписан на согласованных сторонами условиях, в т.ч. в случае, когда стороны не достигли соглашения по отдельным положениям проекта договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров. В этом случае коллективный договор подписывается с одновременным составлением протокола разногласий (ст. 40 ТК РФ).

       Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

       Коллективный договор в течение семи дней со дня подписания направляется работодателем, представителем работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (ст. 50 ТК РФ).

       В соответствии с областным законом от 02.03.2004 N 252-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области труда"  Администрация Новгородского муниципального района  на неограниченный срок наделена отдельными государственными полномочиями, в том числе по осуществлению уведомительной регистрации коллективных договоров, заключенных между работниками и работодателями в организациях, зарегистрированных на территории Новгородского муниципального района и осуществлению  контроля за их выполнением.

     

 

 

МАКЕТ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА от 6 ноября 2003 года

Обязательства работников и работодателя, которые могут быть включены в коллективный договор.

Примерная форма изменений (дополнений) к коллективному договору.

Дата создания материала: 27-06-2017. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *